Уход за картинами на бумаге

Уход за картинами на бумагеБумага и картон являются основой для разных живописных техник – акварель, пастель, карандаш, уголь, тушь, разного вида гравюры, акриловых и даже масляных красок.
Бумага очень непрочный и ранимый материал, поэтому художественное произведение на бумаге требует аккуратного обращения и надежной защиты.

Что и как защищать?

Любая картина, написанная на бумаге или картоне, вне зависимости от того, какие краски использовались, в первую очередь боится воды и грязи.
Бумага подвержена короблению, ее легко порвать, проколоть, испачкать.
Бумага довольно стойка к переувлажнению, и до определенного предела изменения носят обратимый характер. При длительном переувлажнении происходят химические изменения в структуре волокон бумаги, а также возникает опасность появления плесени. При снижении влажности бумага пересыхает, приобретает хрупкость и ломкость.
Бумага легко рвется, мнется и прокалывается. Наибольший ущерб наносится произведениям искусства на бумаге при ненадлежащем хранении и неосторожном обращении.
Поэтому:
  • никогда не укладывайте акварели и рисунки по ящикам и коробкам;
  • никогда не используйте липкую ленту за заклеивания дыр;
  • не используйте клеи на основе животных компонентов, а также резиновый, ПВА, "конторский силикатный" – эти клеи приводят к необратимым последствиям, бумага быстро деградирует;
  • простой ремонт повреждений производится при помощи таких клеев, как метил-целлюлоза, пшеничный или крахмальный клейстер.
Самое надежный способ хранение картины, выполненной на бумаге – это помещение ее в багетную раму с жестким задником, закрытую стеклом – художественным или безбликовым.
Для того, чтобы красочный слой работы не соприкасался со стеклом, между ними необходимо разместить паспарту. Паспарту также прижмет работу к жесткой основе, особенно в случае, если размер работы меньше размера рамы.
Так же часто возникают проблемы с накоплением пыли внутри рамы. Фактически, багетная рама со стеклом действует по принципу насоса, и любое прикосновение к стеклу вызывает всасывание воздуха вместе с пылью вовнутрь картины. Не стоит без особых причин прикасаться к стеклу.

Если вода все-таки попала на работу?

  1. Если это была просто чистая вода и бумага пошла волнами, то поступаем следующим образом:
    • На ровную чистую поверхность положить лист чистой бумаги, затем работу, затем еще один лист чистой бумаги. Вне листов бумаги можно для впитывания влаги положить несколько листов газет или другой пористой бумаги.
    • Сверху положить ровный лист фанеры или оргалита (ДВП, MDF), закрывающий всю поверхность картины.
    • Прижимаем все большим грузом.
    • Оставляем в покое на как можно больший срок, например, месяц.
    • По прошествии времени разбираем пакет и монтируем картину в раму.
  2. Если картина акварельная, то можно прогладить ее утюгом, с установленным на минимальном значении регулятором температуры, проложив двумя листами чистой бумаги. ВНИМАНИЕ! Способ сушки при помощи утюга НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ, если картина написано акриловыми красками.
  3. Если на картину попала грязь или капли красящей жидкости, то для чистки или, по меньшей мере, ослабления пятен можно использовать только мягкий ластик для стирания. В сложных случаях нужно по возможности обратиться в реставрационную мастерскую.
Работы, выполненные на бумаге, как и другие художественные произведения, не стоит подвергать воздействию прямых солнечных лучей.
Даже работы, защищенные стеклом, не стоит вешать в помещениях с повышенной влажностью – влага все равно проникнет внутрь и бумага пойдет волнами, а то еще и покроется плесенью.

Почему бумага коричневеет?

Одной из наиболее распространенной причиной изменения цвета бумаги являются химически нестабильные вещества в сочетании с воздействием света, тепла и влаги.
Если бумага работы сделана из низкокачественной древесной целлюлозы или соприкасается с материалами, на ее основе (паспарту, задник и т.п.), то окисление со временем природного полимера лигнина, содержащегося в такой целлюлозе, приводит к разрушению даже высококачественной хлопковой или рисовой бумаги. Поэтому особо ценные работы нужно оформлять только с использованием материалов музейного или архивного качества.
Пятна могут появиться в результате старения клеевой составляющей краски, проявиться как результат давления при неправильном хранении на красочную пленку, а также это могут быть проявления плесени. Пятно бурого цвета может развиваться как следствие окисления металлических примесей, а также в связи с жизнедеятельностью микроорганизмов внутри волокон бумаги. Такие повреждения обычно устраняются только специальной обработкой и последующей изоляцией от картины от окружающей среды.

Приходите в багетные салоны мастерской «Багетное дело» и наши дизайнеры и мастера защитят Ваши художественные произведения, поместив их в багетную раму и закрыв художественным или безбликовым стеклом.
Остались вопросы? Звоните по телефонам 8/915/266-65-96 и 8/985/127-94-84 и мы разрешим ваши сомнения!