Художественное изделие или даже зеркало, помещенное в багетную раму, по своему уникальное изделие ручной работы, требующее соответствующего аккуратного обращения и ухода, для поддержания в должном состоянии как самой рамы, так и произведения искусства, содержащегося в ней.
Главными источниками опасности для сохранности художественных произведений являются:
-
свойства и особенности самого произведения искусства;
-
условия и режим хранения;
-
обращение и использование произведения искусства;
-
стихийные бедствия и аварии.
Первый из этих пунктов не зависит от нас, в каждом произведении искусства заложена тенденция к старению, и хранителям, или владельцам таких произведений приходится вести борьбу с законами природы. Но все остальное в наших руках, и составляет содержание предупредительной консервации, на которую и должно быть направлено основное внимание хранителей и владельцев.
Задачи консервации – замедлить процесс разрушения произведений искусства, стабилизировать их состояние. Главной задачей консервации является создание и постоянное поддержание в хранении и на экспозициях стабильного микроклимата и соответствующей освещенности предметов искусства.
Особое внимание должно быть уделено оформлению произведений искусства и условиям их экспонирования. При оформлении следует исходить из принципа сохранности произведения. Этому принципу должен соответствовать выбор, декоративного и технологического материала, контактирующего непосредственно с произведением искусства, а также организация освещенности в месте экспонирования.
Говоря о произведениях искусства, мы имеем в виду работы, выполненные в разных техниках на основе и с использованием органических и минеральных материалов, чрезвычайно чувствительных к изменениям температурно-влажностного режима.
Стабильность климата в помещении, где находится произведение искусства – это главное, поскольку резкие изменения температурно-влажностного режима вредят больше, чем незначительное постоянное отступление от нормы. Но подобное отступление от оптимального режима не должно выходить за рамки допустимых параметров, так как это может привести к необратимым изменениям в объектах, особенно из органических материалов.
Приведем рекомендации по уходу и сохранению как багетных рам, так и изделий и художественных работ разного типа, в оформлении которых они используются.